Добро пожаловать, гость! [ Регистрация | ВходRSS лента



<
-

БелАЗ: компоновочные схемы, узлы, системы карьерных автосамосвалов


| Авто-News | 9 сентября 2013

Все карьерные автомобили-самосвалы имеют две принципиально различные компоновочные схемы: 1 — так называемая «классическая» схема, когда все узлы и системы самосвала монтируются на жесткой раме и 2 — схема с шарнирно-сочлененной рамой. Свыше 70% всех карьерных самосвалов в мире выполнено по первой схеме (колесная формула 4х2). По второй схеме выпускаются самосвалы либо сравнительно небольшой грузоподъемности (до 40 — 50 т), либо очень большой — до 300 — 400т,

хотя жесткой связи между компоновочной схемой и грузоподъемностью не существует. Можно говорить лишь о наличии тенденции. Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой большой грузоподъемности имеют колесную формулу 4х4. Это так называемые полноприводные машины. Однако они могут выполняться и с колесной формулой 4х2, бх2 или бх4. Известны самосвалы очень большой грузоподъемности (318 т). выполненные по схеме бх4. Такие самосвалы были выпущены только в виде двух опытных образцов в 70-х годах прошлого века компанией «Дженерал-моторс» (США) и проходили опытную эксплуатацию на одном из железорудных карьеров в Калифорнии. Такие машины маломаневренны, имеют большой радиус поворота (22 м) и поэтому не нашли широкого применения.
Достоинством классической компоновочной схемы 4х2 являются простота конструкции, надежность, малый радиус поворота. Недостатки-неравномерное распределение весовой нагрузки по осям — в пропорции 1:2, т.е. на переднюю ось приходится 1/3 всей нагрузки, а на заднюю — 2/3. И хотя такое распределение нагрузки компенсируется в большой степени двойной ошиновкой задних колес, неравномерного износа шин передних и задних колес избежать не удается. Все выпускаемые ПО «БелАЗ» карьерные самосвалы, за исключением одной модели (см. ниже), имеют компоновочную схему 4х2. Для улучшения маневренности самосвалов они выпускаются с короткой базой с передним расположением кабины.
Достоинством шарнирно-сочлененной схемы является обеспечение ею более высокой маневренности автотранспортных средств по сравнению с классической схемой (радиус поворота может быть уменьшен до 6-7 м) и более равномерным распределением весовой нагрузки на передние и задние шины.
Недостаток — большая конструктивная сложность и вследствие этого большие затраты на обслуживание. Опыт эксплуатации таких самосвалов во многих странах мира показывает, что они незаменимы при перевозке насыпных грузов в условиях бездорожья. Эти машины находят широкое применение при строительстве карьеров, дорог, гидротехнических сооружений, при добыче строительных материалов.

Грузовые автомобили Ивеко на сайте АвтоРБ

Компоновочные схемы современных карьерных самосвалов БелАЗ и ведущих зарубежных фирм практически одинаковы, и если различаются. то только дизайном внешнего вида — оперения, кабины и пр. Каких-лиоо радикальных изменений в компоновочных схемах карьерных самосвалов в ближайшей перспективе не просматривается. Усилия производителей этих машин будут направлены главным образом на «вылизывание» внешнего вида — улучшение аэродинамики, кабины, более рационального расположения силовой установки и других узлов самосвала. Компоновочное решение кабины, например, должно обеспечивать максимальную обзорность с наименьшими «мертвыми зонами» видимости; надежную защиту кабины и узлов, расположенных на «палубе», от повреждений при загрузке машины; удобство входа и выхода  водителя; возможность установки зеркал, обеспечивающих обзор бортов самосвала.Панель приборов в кабине должна иметь понятную индикацию регистрируемых параметров.

Как известно, «БелАЗ» в последние несколько лет модернизировал практически все выпускаемые классы автосамосвалов. Модернизации подверглись практически все основные узлы и системы самосвалов, такие как двигатели и их системы, гидромеханические трансмиссии, системы электродвижения, гидравлические системы, рабочее место водителя, несущие конструкции.

Источник: Карьерный автотранспорт, Санкт-Петербург «Наука», 2004. В последующем, на автомобильном сайте auto-rb.by  будут размещены статьи подобной, автомобильной тематики.

1

Комментировать

-

Защита от спама * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.